На персональной выставке «ЛитоГрафика» представлена печатная графика молодого художника Ярослава Гурьева.
Ярослав родился в 1998 году в городе Выборг, в 2017 году окончил Санкт- Петербургский государственный академический лицей им. Б. В. Иогансона при Российской академии художеств, а с 2018 года является учеником мастерской книжной графики графического факультета Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина.
Излюбленной печатной техникой автора является, несомненно, литография или печать с камня, которая по своей стилистической природе наиболее гибка и послушна воле художника. Она позволяет мастеру в полной мере реализовать свой творческий замысел. Литографиям Ярослава Гурьева свойственны мягкие, тонкие и деликатные свето-теневые моделировки, бархатистый тон, зернистые линии.
На выставке представлены две серии работ художника. Первая серия, более ранняя по времени создания, представляет собой четыре цветные литографии, изображающие «Атланта», «Прометея», «Икара» и «Нарцисса», а центральным листом этой серии является масштабный оттиск «Царство Аида». Вполне очевидно, что серия вдохновлена мифами и легендами древней Греции, ведь в ней мы видим и Титана, и Героя, и персонажей древнегреческих мифов. Атлант — титан, представитель первого поколения греческих Божеств, в наказание от Зевса держащий на плечах небесный свод. Прометей — один из великих героев древнегреческих мифов, подаривший людям огонь и за это наказанный Зевсом. Нарцисс — сын речного бога и нимфы, проживший свой короткий век так, что он навсегда стал символом юношеской гордыни и самовлюбленности. Икар, о чьей трагической судьбе мы знаем из Метаморфоз Овидия, сын величайшего художника и зодчего Афин Дедала, поплатившийся жизнью за то, что забыл мудрые наставления своего отца. Что это, как не галерея противоречивых сложных, многогранных и единых в своей трагичности мужских образов, объединенных непреодолимым могуществом Аида? Если сами персонажи вполне каноничны и легко узнаваемы, то подборка их нова и современна. Образы, которые мы видим на этих листах, а особенно их сочетание, их необычное соседство, созданы молодым художником-мужчиной, глубоко размышляющим о роли мужского начала в мире, о трагическом предопределении пути героя.
Вторая серия литографий представляет собой цельный цикл иллюстраций к роману Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». Серия решена монохромно и отпечатана на бумаге, тоном своим напоминающей страницу из старой, много раз читанной книги. Яркие и реалистичные образы героев, органично сочетающиеся с атмосферой романа, выглядят при этом вполне современными нам с вами. Литографии этой серии тонкие, остроумные, захватывающие; рассматривая их во всех деталях, создается ощущение погружения в текст романа. Как и должно быть, когда речь идет о книжной иллюстрации высокого художественного уровня.
Куратор: Елена Валерьевна Шляхтина, искусствовед, методист факультета графики Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина