Выставки • «Краски Жизни»

Название выставки «Это мы» дала серия графических работ, посвященная обитателям большого города. Это наши современники, которых в повседневной суете и напряженном ритме большого города замыленный глаз уже не замечает. Тем более – не фиксирует. Да и в целом жанровые сцены городской жизни сегодня не часто привлекают художников. Потому  и ценны. Между тем, изображение городских типажей имеет давнюю традицию. Вспомним хотя бы «Русские типы» (1921) Б.Кустодиева, «Павловскую шпану» (1925) В.Конашевича, рисунки Б.Ермолаева в Александровском саду у Адмиралтейства (1927-1928), не говоря уже о блестящих сериях В.Лебедева «Панель революции» (1922), Новый быт (1924), «Любовь шпаны» и «Нэп» (обе 1925-1928).

В основе серии литографий «Это мы» лежат натурные зарисовки, сделанные художником возле метро на Васильевском острове в Петербурге. Такая точная привязка к местности, впрочем, не означает их «местный» характер, напротив, в них легко узнают себя и своих друзей-знакомых жители других городов России. Темы детства, юности и материнства, влюбленности и женской доли, старости и необходимости экономить на продуктах одинаково близки и понятны всем и во все времена. И все же главное в серии – современность, такие приметы времени как повальная мода на смартфоны и самокаты, снующие разносчики пиццы во времена пандемии, тотальная реклама и использование куар-кодов, бригадная борьба с гололедом и уличные музыканты. Устойчивый натурный импульс, метко схваченные позы и жесты, черты, характерные для социальных и возрастных групп, включая даже признаки индивидуальности, присутствуют в большинстве работ серии. Вместе с тем, художник отбрасывает все частное, второстепенное, нехарактерное, оставляя общее, типическое, преобразовывая живую натуру в образы-знаки. Рисунки О.Васильевой являются яркими документами нашей эпохи. В них художник уловил своеобразный стиль современной жизни большого города. В изображении типов и сцен городской жизни она подметила, с точной характеристикой и остротой показала черты нашей повседневности. И сделала это тепло, душевно, с симпатией и любовью к своим персонажам. Добрую улыбку и соучастие вызывают такие рисунки как «Дама с собачкой», «Продуктовая корзина», «Время женщин», «Пара», «День такой».

Переход от подготовительных рисунков к черно-белой литографской печати сопровождается еще большей степенью знаковости образов, их обобщения и лаконизма, балансирующего на грани силуэта и трафарета. Отсутствие какого-либо фона или пейзажа, тем более перспективы – черные фигуры размещены на белом поле бумаги (как тут не вспомнить «Охоту» В.Лебедева) – позволяет достигнуть эффекта монументального искусства в духе первобытных росписей на сводах пещер или современного граффити на стенах публичных зданий. Не случайно минимализм и трафаретность первого же напечатанного оттиска «Люди на колесах» были восприняты знатоками как посвящение Бэнкси, анонимному художнику-бунтарю, работающему на стыке вандализма и стрит-арта. Подобная аналогия вызвана близостью скорее пластического решения, чем социально-политического звучания. Литографская серия «Это мы» лишена сиюминутной актуальности протестного движения, провокации и эпатажа, напротив, в ней разлита звенящая тишина запечатленного времени. При небольшом размере литографии их отличает мощное монументальное звучание, они вполне могли бы выдержать многократное масштабирование до размера брандмауэра или многометрового панно.

Автор текста: куратор Николай Кононихин

Есть вопросы? Напишите нам!
Написать
Санкт-Петербург, Большой проспект ПС, 7/4
Контакты