Как можно написать то, что чувствуешь? Вопрос, ставящий в тупик многие умы. Можно изобразить то, что видишь, то, что знаешь и даже то, что не существует, ведь, как известно, у воображения нет границ. Но как сотворить на плоском холсте осязаемую иллюзию тех чувств и эмоций, которые, как Мугам[1], захватывают художника и не отпускают до последней ноты.
Ответ предстает перед зрителями на персональной выставке Вугара Мамедова «Я зачерпну горсть света». Художник представил новую серию картин, которые демонстрируют зрителю калейдоскоп различных тем и образов. Яркая индивидуальность, необыкновенная музыкальность и национальный колорит – то, что считывается при первом знакомстве. Тайна высокой художественности открывается далеко не сразу, зрителю необходимо всмотреться в каждый образ, цветовое наложение мазков и разделить с художником его видение мира, духовные ценности, которые формируют его живописную иллюзию мира.
Небольшой подсказкой к раскрытию занавеса между художником и зрителем, является его жизненный путь, как было тонко подмечено автором вступительной статьи Михаилом Германом в книге С.М. Даниэль «Искусство видеть»: «Помочь в понимании искусства может лишь общение с человеком, мыслящим серьезно и независимо, не склонным заигрывать с читателем, а говорящим с ним на равных. И говорящим не общие истины, а то, что думает он сам». Таким человеком и является Вугар Мамедов.
Порыв к созиданию возник с малых лет. На родине в азербайджанском городе Гянджа его окружали изысканные жемчужины Востока: керамика, узорчатые килимы, импровизации мугамной музыки — это все до сих пор наполняет творчество Вугара.
После 8-го класса он поступил в Бакинское художественное училище им. А. Азимзаде, которое окончил с отличием. Как отмечает кандидат культурологии Вадим Высоцкий: «В это время он увлекся средневековой персидской миниатюрой: в произведениях тебризской школы яркие цветовые пятна варьируются в причудливых плоскостных композициях, фигуративность не конкретно нарративна, а скорее – иллюстрирует кораническое представление о мире как изысканном мираже («Мирская жизнь не что иное, как игра и забава», — сказано в шестой суре)». «Изысканный мираж», тонкая мысль с ярким постижением художественного мира художника превращают встречу с его искусством в «праздник, который всегда с тобой»[2].
Дальнейший этап в становлении художника начинается в Ленинграде, куда Вугар Мамедов приезжает в 1987 году, поступив на отделение монументальной живописи ЛВХПУ им. В.И. Мухиной. На новой родине художник расширил свой художественной диапазон, обогатив его новыми образами и живописными приемами. Но, что осталось неизменным – это генетический код, заложенный в детстве. Этот сплав разных традиций дает настоящее ощущение «радости творчества» — самой таинственной вещи, понятной творцу, а зрителю остается ловить ее отголосок и всем сердцем стремиться запечатлеть это ощущение в своей памяти. Ведь такой праздник света и цвета, дающий тепло и радость, уникален для отстраненного ритма жизни большого города.
[1] Мугам — один из основных жанров азербайджанской традиционной музыки, многочастное вокально-инструментальное произведение, являющееся классическим музыкально-поэтическим искусством азербайджанского народа.
[2] «Праздник, который всегда с тобой» — книга воспоминаний американского писателя Эрнеста Хемингуэя о его жизни в Париже.