04.09.22 - 24.09.22 Династия. Николай Романов, Юлия Вальцефер, Виктор Вальцефер

Вальцефер Виктор Александрович (1928 — 1983) — советский и российский график, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР.

Первоначальное художественное образование получил на курсах ИЗО в Куйбышеве, где учился у А. А. Любимова и Г. П. Подбельского. В дальнейшем продолжил обучение в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина на графическом факультете в мастерской станковой графики под руководством А. Ф. Пахомова. В 1954 году окончил институт с присвоением квалификации художника-графика.

Работы В. А. Вальцефера отличаются остротой художественного видения, продуманной строгостью построения композиции, ясностью пространственных и пластических решений, умением добиться выразительных тональных эффектов скупыми выразительными средствами. В. А. Вальцефер много лет работал как иллюстратор детских книг в издательстве «Детская литература». Его работы отличались образным построением композиции, глубокой человечностью и знанием жизни ребёнка.

Вальцефер Юлия Викторовна родилась в 1960 г. в семье ленинградских художников. Отец  — Виктор Александрович Вальцефер (1928­–1983), известный график, признанный мастер литографии и иллюстратор детских книг. Мать — Ксения Борисовна (р. Ижевская) (1930–2017) — скульптор и график. Продолжение заданного семьёй творческого вектора стала учёба в специализированной школе при ЛВХПУ им. В. И. Мухиной (1975–1977). 

Взяв от отца умение ясно и просто организовать пространство, художница наполнила свои работы особым лирическим звучанием. В 1990 году Юлию Вальцефер принимают в члены Петербургского Союза художников. 

Желание видеть мир вокруг себя праздничным и совершенным, присущее Ю. Вальцефер, естественным образом находит отражение в стремлении к особенной эстетичности и нарядности её живописного содержания. В пейзажах Юлии Вальцефер ведущая роль принадлежит теме садов и парков. Сад для Юлии Вальцефер — это эстетическая система, содержательность которой она познаёт через создание собственных произведений. Художница не любит работать по предварительным эскизам, предпочитает технику a la prima, позволяя своей руке свободно вести линию задуманного сюжета сразу на холсте.

На протяжении вот уже многих лет Ю. Вальцефер творит бок о бок со своим мужем Николаем Романовым, известным петербургским пейзажистом: тонкие и воздушные картины Ю. Вальцефер являют собою противоположность ярким и экспрессивным холстам Н. Романова. В 2008 году Юлия Вальцефер стала членом Творческого Союза Художников России. В том же году за активное участие в проектах государственных музеев России она была удостоена Творческим Союзом художников России (ТСХР) Бронзовой медали «За вклад в отечественную культуру». 

Романов Николай Александрович родился в 1957 г. в Пушкине.

Под руководством преподавателя по реставрации М. А. Никифорова Романов изучал тонкости фламандской и итальянской школ, постигал свойства имприматуры и цветного лака. В 1981 г. Романов поступил в  Институт им И. Е. Репина на живописный факультет. Затем попал в персональную мастерскую к Е. Е. Моисеенко. Его дипломная работа «Пристань» (1987, НИМРАХ) продемонстрировала многоплановость художественного сознания и склонность к метафоре, которые стали особенностью творческого почерка Николая Романова на все последующие годы.

В 1992 г. в галерее «Универсидада» в Браге (Португалия) прошла первая персональная выставка Романова. Опьянённый природой и красками южных стран, художник, сделал для себя открытие, которое назвал «средиземноморским эффектом», когда человек «вдыхает терпкий воздух, смотрит на звезды, на огромную луну и куда-то исчезает, тонет в пространстве… ». Живописные серии, называемые обычно в соответствии с географическим признаком,  как правило, объединены общим колоритом, присущим той или иной стране: «Юг Франции», «Венеция», «Сорренто», «Португалия», «Черногория», «Крым» и др. Так, работы венецианского цикла (2012)  вдохновлены пестротой разноцветных фасадов венецианских домов и палаццо, плотной чередой заполняющими берега каналов и создающими пластичные образы на воде.

За годы преданного служения искусству Николай Романов сумел выработать свой узнаваемый стиль, в его основе ритмическая организация холста, тонкая игра фактур и сложные колористические решения. Это позволило художнику стать одним из наиболее ярких и востребованных представителей петербургской живописной школы, которую он достойно представляет по всему миру.