Выставки • «Краски Жизни»

Выставка будет проходить в Итальянском зале Санкт-Петербургской Академии Художеств им. Ильи Репина с 14.03.2024 по 28.03.2024. Вход свободный.

Организаторы выставки:
Санкт-Петербургская Академия Художеств им. Ильи Репина
Центральный государственный архив литературы и искусства СПб
Художественная галерея «Краски жизни»
Фонд поддержки искусства «Краски жизни»

Александр Иванович Вахрамеев – яркая фигура отечественного искусства начала ХХ века.  К сожалению, среди современных художников и любителей живописи его имя малоизвестно. Талантливый ученик Ильи Репина – корифея русской академической школы, Вахрамеев по праву считается достойным преемником лучших традиций русского реалистического искусства.  Неординарный художник стал профессором Академии художеств, завоевал уважение коллег и был востребованным мастером своего времени. Занимая активную творческую и социальную позицию, преподавал в Санкт-Петербургской академии художеств им. И. Е. Репина. Среди его учеников известные живописцы и графики – Г. Н. Траугот, Ю. А. Васнецов, Е. И. Чарушин.

Александр Вахрамеев родился в Сольвычегодском уезде Архангельской области. Дом родителей в Пермогорье (сейчас это Красноборский район) стоял близ церкви, где отец Александра служил дьяконом.Первым образованием будущего художника стала Архангельская духовная семинария. По благословению отца в 1895 году уехал в Петербург, поступил в Рисовальную школу княгини М. К. Тенишевой и получал уроки выдающегося мастера Ильи Ефимовича Репина, а через год был принят в Высшее художественное училище при Академии художеств в мастерскую знаменитого баталиста П. О. Ковалевского. В 1903 году А. Вахрамеев закончил обучение и был удостоен звания художника за картину «Торжество духа» («Самосожжение раскольников»).  Ещё студентом начинающий живописец участвовал во многих выставках различных художественных объединений. После окончания Академии, с 1906 по 1909 год, преподавал в Пензе, но по политическим причинам был вынужден вернуться в Петербург. В 1912 году по приглашению Николая Рериха начал преподавать в школе общества поощрения художеств. Состоял в обществе имени Куинджи наряду с А. А. Бродским, Н. Н. Рерихом и другими.  Около двадцати лет художник работал в разных учебных заведениях. В 1921 году Вахрамеева избирают профессором Академии Художеств. Коллеги о его педагогическом таланте отзывались так: «Александра Ивановича особенно любили за его внимательное, очень серьезное отношение к преподаванию и к каждому учащемуся».

В дореволюционной России художник приобрел известность замечательными пейзажами и портретами. Его произведения неоднократно печатались в журнале «Художникъ» в 1913 году. Зрителю Александр Вахрамеев также знаком и по произведениям демократической направленности.  Он один из первых мастеров изобразительного искусства обратился к теме октябрьской революции 1917 года в графическом цикле «Типы и сцены 1917–1921 годов». Цикл состоит более чем из 140 работ. Произведения, посвященные трагическим событиям революции, были широко представлены в 2018 году в Центральном выставочном зале конюшенного корпуса ЦПКиО им. С. М. Кирова. В 2021 году галерея «Краски жизни» совместно с Центральным государственным архивом литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб) организовали персональную выставку более 40 произведений живописи и графики мастера. На выставке также были представлены ценные архивные материалы.

В 2023 году выставка «Возвращение на родину. Забытое имя – Александр Вахрамеев» заняла достойное место на родине мастера. Правительство Архангельской области, художественная галерея «Краски жизни» и ее Фонд, ЦГАЛИ СПб, частные коллекционеры отобрали около 80 художественных произведений и архивных материалов. В экспозицию впервые вошли картины, которые находились в запасниках Музейного объединения г. Архангельска. Они поступили в музей в начале 1970-х годов в дар от сына и дочери художника. Это небольшое наследие представляет как ранний период творчества, так и работы 1920-х годов, созданные Вахрамеевым незадолго до ухода из жизни.

Выставка в Академии художеств является значимым этапом в представлении наследия мастера. На ней собрано более 80 произведений живописи и графики из коллекций потомков Ивана Лукича Долинского – Ольги Андреевны Флоренской и Ирины Владимировны Герасимовой, а также работы и архивные документы, хранящиеся в ЦГАЛИ СПб.

Особое место в творчестве Вахрамеева занимает Санкт-Петербург. Художник пишет город так, как его видели жители. В этих работах нет и намека на любование красотами Северной столицы – город наполнен трудягами, романтичными парочками, праздной аристократией и простыми мальчишками. Все персонажи поглощены урбанистической средой, а сам город наполнен жизнью.

Впечатляет, как автору удается создать достоверный образ города – экспрессивный, ритмичный, поэтично-дождливый, цельный – не прибегая к фотографической точности. Разные по настроению и стилистике работы передают цельный и многогранный портрет жизни города. Задумчивая созерцательность, уютная тишина, динамичная суета, сатирическое недовольство – все работы передают особую атмосферу Петербурга. В его изображении преобладают яркие и теплые тона, плавные линии и мягкие ракурсы. 

Твердый реалист, академик, он, в свою очередь, оказался не чужд визуальным приемам импрессионизма и утверждающегося в то время модерна. Ярко выраженное декоративное начало, плавность линий и плоскостная работа цветом без труда обнаруживаются в некоторых его работах, например, «Свидание на набережной». Границы переднего и заднего планов нивелируются, пространство картины становится эфемерным. Многие произведения отличают колористическая экспрессия и свободная трактовка композиции.

Отдельными зарисовками идут типы 1917-1921 годов – самодовольные красноармейцы. Вахрамеев одним из первых показывает перевоплощения имперского Петербурга в революционный Петроград. Сатирическое изображение типов – позы, выражение лиц – недвусмысленно даёт понять об отношении их автора, человека, застигнутого врасплох штормом революции, к новой власти.

Портретный жанр является одной из сильных сторон художника. В настоящей выставке представлена лишь малая часть портретов, среди которых двадцать четыре графических и два, написанных масляными красками.

 Мастер не стремится лишь к тому, чтобы запечатлеть облик правдиво и точно, он задается сложными задачами психологического анализа. Каждый портрет А. Вахрамеева отражает наблюдательность и понимание характера, тонкое проникновение во внутренний мир изображаемого человека.

Многолетняя дружба с семьёй доктора И. Л. Долинского, вдохновила художника на серию великолепных женских образов. Портреты сестер Таси и Надежды выражают сдержанное достоинство моделей, женственность и несомненную красоту. Очарование женщин передано поэтично и тонко. Обратите внимание на изображение Таси – тонкий психолог А. Вахромеев уловил во взгляде больших карих глаз боль и надежду. Через три месяца туберкулёз прервал жизнь девушки. 

Необыкновенно выразительны портреты – «Портрет молодой женщины в клетчатой блузе», «Портрет женщины в белом платье» и другие. Эти портретные и жанровые композиции проникнуты эстетикой La Belle Époque.

Интересны мужские портреты. Сходство портретов с подлинниками поразительно. В выразительных взглядах Вахрамеев передает решительность, энергию, ум. Все портреты художника чрезвычайно современны, свежи, новы. С трудом верится, что написаны они столетие назад.

Изобразительный язык Вахрамеева искусно сочетает в образах немногословность цвета, плавность и гармонию линий, придавая портретам особую лирическую интонацию. Портретные и жанровые композиции проникнуты эстетикой, индивидуальными чертами, живостью красок.

Выразительные и тонко прочувствованные образы Александра Вахрамеева проносят сквозь время традиции русской реалистической школы, сочетая в себе интернациональные черты импрессионизма и модерна. Мастер рисунка и живописных полотен снискал признание и занял почетное место в истории отечественного искусства. Для организаторов выставки стало большой честью представить работы замечательного художника и обратить внимание зрителя на его творчество.

Картины Александра Ивановича Вахрамеева хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Музее истории Петербурга, Церковно-археологическом Кабинете Московской Православной Духовной Академии, а также в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого.

Виолетта Пригожина
Руководитель художественной галереи и ФПИ «Краски жизни»

Татьяна Михалева
Искусствовед, управляющая галереи «Краски жизни»

Подробнее о выставке ниже в разделе «Новости»

15 Мар, 2024

Вернисаж выставки «АЛЕКСАНДР ВАХРЕЕВ.ИЗБРАННОЕ»

14 марта в Итальянском зале Санкт-Петербургской Академии Художеств имени Ильи Репина прошел вернисаж выставки «АЛЕКСАНДР ВАХРАМЕЕВ. ИЗБРАННОЕ»Есть имена…

7 Мар, 2024

Анонс. «Александр Вахрамеев. Избранное»

Выставка будет проходить в Итальянском зале Санкт-Петербургской Академии Художеств им. Ильи Репина с 14.03.2024 по 28.03.2024. Вход свободный. Александр Иванович…

Есть вопросы? Напишите нам!
Написать
Санкт-Петербург, Большой проспект ПС, 7/4
Контакты